суббота, 30 апреля 2011 г.

Barka




В Риме всё готово к завтрашним торжествам беатификации Иоанна Павла II. Уже прибыли паломники, площадь святого Петра поделена на сектора, на ней возведен полевой алтарь, а слева – гигантский портрет Иоанна Павла II и, также гигантскими буквами, девиз его понтификата – «Откройте двери Христу!». Почему-то без первой части этой исторической фразы, столь запавшей нам в душу – «Не бойтесь!», - но каждое время расставляет свои акценты.
Предполагается, что песней завтрашнего дня, своеобразным его музыкальным символом станет песня звезды итальянской эстрады Амадео Минги “Un uomo venuto” («Человек, пришедший издалека»).  СМИ говорят о новой ее версии, специально подготовленной ко дню беатификации, но если я все верно поняла, то единственная новость заключается в том, что петь Амадео Минги будет вместе с польской певицей Изабеллой Копец, которая, в свою очередь, также уже исполняла эту песню прежде.
Песня эта родилась не под церковными сводами. Просто Амадео Минги считал – на что имел полное право – что самой значимой фигурой прошлого тысячелетия был Иоанн Павел II и написал о нем песню на пороге нового века в юбилейном 2000 году. Песня понравилась и его многочисленным поклонникам, и в Ватикане; она звучала на торжествах в честь 25-летия понтификата, и вот теперь будет звучать снова.
            Наверное, это хорошо, что никто не попытался написать новой.  Этот день как нельзя более созвучен воспоминаниям, желанию пережить заново то, что случилось с нами за 26 с половиной лет этого самого удивительного в истории понтификата.
            Un uomo venuto  уже звучала в моем блоге.  И поэтому я закончу эти две недели разножанровых воспоминаний об Иоанне Павле II другой песней.
            Возможно, у каждого тонкого ценителя музыки есть тайная страсть – какая-нибудь совсем простенькая песенка. У Кароля Войтылы – Иоанна Павла II такая любимая песня была. И все знали, что это “Barka” (Лодка, или ладья, как кому нравится, одним словом, что-то похожее на то, на чем выходили рыбачить первые Апостолы). Я не занимаюсь поэтическим переводом, но если устроит подстрочник – пожалуйста.
                                   Господь некогда стоял на берегу.
                                   Искал людей, готовых пойти за Ним,
                                   Чтобы ловить людей
Истиной Божьих слов.

                                   Рефрен: О Господи, Ты взглянул на меня.
                                   Твои уста изрекли мое имя.
                                   Я оставляю на берегу свою лодку
                                   И вместе с Тобой сегодня начинаю новый лов.

                                   Я бедный человек
                                   Все мое богатство – это руки,
                                   Готовые к работе с Тобой
И чистое сердце

                                   Реф. О Господи, Ты взглянул на меня…

                                   Тебе нужны мои руки,
                                   Мое горячее молодое сердце,
                                   Мои капельки пота
                                   И одиночество

                                   Реф. О Господи…

                                   Сегодня мы поплывем уже вместе
                                   Ловить сердца на морях людских душ
                                   Сетью Твоей правды
                                   И словом жизни

После смерти Иоанна Павла II епископ Юзеф Завитковский написал еще один куплет к этой песне и новый рефрен

                                   О Господи, следующий рейс отменен,
                                   Ибо Ты призвал к Себе кормчего.
                                   А у нас нет сил
                                   Угасла надежда.

                                   О Христе, ведь бури бушуют,
                                   Спасай Лодку, мы без Тебя погибнем.
                                   Не бойтесь, но выплывайте на глубину.
                                   Вперед. Новый день уже настает.
           


            18 августа 2002 года папа служил мессу на Краковских Блонях. Когда после ее окончания верующие запели «Лодку», Иоанн Павел II сказал: «Именно эта песня провожала меня, когда 23 года назад я покидал Родину. Она звучала во мне, когда я услышал приговор (он именно так сказал – С.Ф.) конклава, и с ней, с этой песней я не расставался все эти годы. Она была каким-то скрытым дыханием Отчизны, была моим проводником на разных дорогах Церкви и она же много раз приводила меня сюда – на Краковские Блони, под Курган Костюшки. Спасибо тебе, песня».
            Этой песней поляки провожали своего великого земляка в последний путь и ее же пели на площади Пилсудского в Варшаве в годовщину его смерти, когда  первую острую боль – зачем он ушел? – Господь преобразил в светлую благодарность – Спасибо, что он был, - и уверенность, доходящую почти до физического ощущения, что он есть, он с нами и среди нас.
            Скорее всего, будут петь эту песню в польских костелах и сегодня во время вечерних, а кое-где и всенощных бдений перед беатификацией Иоанна Павла II.

Комментариев нет:

Отправить комментарий